Методобъединение воспитателей дошкольных групп
02 Фев 2015, Автор: Мария ДимерецВ январе 2015 года состоялось плановое заседание методического объединения воспитателей дошкольных групп. Педагоги рассмотрели вопросы: развитие творческого мышления педагогов и детей посредством ТРИЗ-педагогики, экспериментально – исследовательская деятельность, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста, использование методов ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста со сказками.
Один увидел дождь и грязь.
Другой – листвы зеленой вязь.
И небо голубое.
В окно смотрели двое».
Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Дети дошкольного возраста – маленькие исследователи. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и исследовательская деятельность соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте она является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследование уходит в манипулирование предметами.
Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния исследования на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.